КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Высокие технологии не спасают ситуацию с кризисом ОСАГО



Высокие технологии не спасают ситуацию с кризисом ОСАГО - Саратов Сегодня
С начала этого года в России официально заработало «электронное ОСАГО». Теперь любой страховщик, работающий на этом рынке, обязан на своем сайте организовать интернет-продажу полисов. Также должна быть предусмотрена возможность доступа к сайту каждой страховой компании через интернет-портал «Российского союза автостраховщиков». Любые другие способы приобретения электронного полиса, к примеру, через агентов и иных посредников, по новому законодательству незаконны.

Наконец-то для того, чтобы оформить полис не нужно будет никуда ехать. Достаточно иметь доступ к интернету. Это хорошая новость для автовладельцев так называемых «токсичных регионов», где широко развит бизнес «автоюристов», помогающих отсуживать у страховщиков адекватные суммы возмещения в рамках ОСАГО. В этих областях страховые компании под разными предлогами стараются не продавать полисы обязательного страхования, создавая искусственный дефицит. Кстати, Саратовская область по официальным данным не входит в их число, хотя многочисленные рейды и проверки постоянно выявляют у саратовских страховщиков аналогичные практики.

«Электронное ОСАГО» дает возможность купить полис любой страховой компании, находясь в любой точке страны, где есть интернет. Скорее всего, этот сервис приведет к постепенному отмиранию традиционных «бумажных» полисов.

Чтобы оформить электронный полис ОСАГО, автовладельцу придется зарегистрироваться на сайте страховой компании и получить логин и пароль для доступа в личный кабинет — по электронной почте, в СМС-сообщении либо при личном визите в офис страховщика. Для покупки потребуются такие же документы, что и для приобретения бумажного полиса в офисе: паспорт, водительское удостоверение, ПТС на машину и диагностическая карта — для автомобилей старше трех лет.

После оплаты электронного полиса ОСАГО с помощью банковской карты, его отправляют автовладельцу на адрес электронной почты, указанный при регистрации на сайте страховщика. Кроме того, он будет храниться в «личном кабинете» автовледельца.

Подготовка к технологическому прорыву на просторах автогражданки началась еще весной, когда страховые компании объявили демарш в ряде регионов, сделав покупку ОСАГО весьма проблематичной процедурой. Полисы сначала продавали лишь в обмен на приобретение дополнительных страховок. После прикрытия этой лавочки введением пятидневного «периода охлаждения», когда клиент может вернуть деньги за ненужные ему полисы, страховые объявили о дефиците бланков. Перед офисами выстроились многочасовые очереди.

Через год страховщики вообще объявили ОСАГО убыточным, причем виновными в ситуации назначили так называемых «черных автоюристов». Под этим неофициальным термином понимаются профессиональные деятели, которые выкупают у клиента права на взыскание ущерба, после чего выжимают из страховых компаний деньги по-полной. Ущерб рынку, якобы, исчисляется миллиардами рублей.

В итоге, предложения по модернизации ОСАГО посыпались как из рога изобилия.

Вариантов было много, однако некоторые вполне здравые почему-то отклонили. Например, предлагалось ввести повышающие коэффициенты для систематических нарушителей: при пяти и более нарушениях за год ОСАГО становилось дороже на 86%, а для рекордсменов с 35 нарушениями — в три раза. При этом учитывались лишь проступки, зафиксированные лично инспектором ГИБДД, а не камерами видеофиксации.

Осенью определился главный вектор направления — переход к натуральному возмещению ущерба, то есть замене денежной выплаты ремонтом поврежденного автомобиля в одном из автосервисов, с которыми у страховой компании заключен договор. По замыслу инициаторов, это означало бы победу над «черными автоюристами»: нет денежных выплат — нет их интереса. Для автомобилистов же такая идея сулит мало хорошего. Главная проблема — отсутствие у клиента рычагов воздействия на автосервис для контроля сроков и качества ремонта. В случае недовольства предлагается писать жалобу в страховую фирму, которая назначит экспертизу, а затем, если вы докажете правоту, отправит на устранение недостатков.

Какие будут использоваться запчасти? В какой срок они будут доставляться? Не возникнет ли на популярных сервисах банальной перегрузки от наплыва страховых клиентов? Вопросов пока больше, чем ответов.

В декабре на заседании профильного комитета Госдумы идею с натуральным ОСАГО раскритиковали депутаты, что не помешало ей через несколько дней быть одобренной в первом чтении подавляющим большинством голосов. Ко второму чтению, правда, подготовили несколько смягчающих поправок. Например, выбирать автосервис клиент сможет еще на стадии заключения договора, а в случае резкого недовольства качеством ремонта — претендовать на денежную выплату. Страховые фирмы, которые будут уличены в работе с некачественными автосервисами, могут вернуть к денежным выплатам в принудительном порядке.

Общий вектор развития автогражданки понятен: либо натуральное ОСАГО, либо резкий рост стоимости страховок. Для многих, особенно молодых водителей, это будет весьма чувствительно.

В 2016 году активизировались продавцы липовых страховок, а интернет пестрит исповедями тех, кто ездит без полиса. Отказ от ОСАГО начинает обретать массовый характер. Понятно, что способы проверить ОСАГО найдутся. Есть же «тематические» рейды ГИБДД с поголовными проверками на алкоголь, тонировку или тюнинг. Можно начинать прогнозировать и скорое возникновение рейдов по ОСАГО.
Что касается нововведений этого года, многие автомобилисты уже столкнулись с трудностями при покупке полисов в интернете. Либо не подходит пароль, либо выскакивает код ошибки, либо программа не учитывает стаж и возраст водителя и предлагает заплатить вдвое больше положенного. Чтобы купить ОСАГО, надо ввести множество цифр и нигде не ошибиться. Даже для человека, хорошо знакомого с компьютером, это не так просто. Программа также предлагает попробовать перейти на сайт другой страховой компании. Возможно, всё это сбои системы, которая только начала работать. Но многие автовладельцы уверены, что страховщики устраивают сбои системы искусственно и таким образом продолжают саботаж решений правительства, добиваясь таким незатейливым шантажом замены денежных выплат ремонтом и повышения тарифов.

Тем не менее, не смотря на все трудности, по данным Союза страховщиков, с начала этого года уже 37 тысяч человек смогли оформить электронный полис ОСАГО. Некоторым для этого понадобилось несколько попыток. Как сообщила пресс-служба министерства экономического развития региона, за первую неделю нового года Саратовская область стала пятой по числу оформленных электронных полисов ОСАГО в стране. Уже 863 электронных договора “автогражданки” заключено водителями региона.

Как утверждают в РСА, теперь даже на принтере полис можно не распечатывать, а просто записать его номер. Обязанность доказывать, что у вас есть страховка, теперь возложена на сотрудников ГАИ, у которых должен быть доступ к базе данных.

Тем временем интернет пестрит отзывами опробовавших новое онлайн-страхование. На одном из тематических форумов пользователь с ником Филипп Преображенский пишет: «С горем пополам застраховался в Росгострах. Ни у Ресо, ни у Интач сайты нормально не работают. Потратил на все полдня, сайт Росгосстраха тормозит, постоянно вылетают ошибки, плюс нужно сканировать документы».

Пользователь Алексей Сухих делится: «Вчера оформил электронный полис. Времени, как ни странно это заняло минут 10. Все бы ничего, но, как выяснилось позже, в полисе некорректно отобразилась информация о ПТС (серия — отсутствует, номер числится как “-1 -1″). Смешно конечно, но так ездить, наверное, нельзя. Кто-то с правильными данными никак не может сделать полис, а тут вон как получилось. Главное – проверка прошла успешно. Насколько я понимаю надо обращаться в офис, там мне уже выдадут исправленный полис, но уже в бумажном виде. Ладно, хоть так. А то многие пишут, что не получается, а у меня с первого раза вышло».

Пользователь Нариман Ичинский жалуется: «Уже 2 дня не могу ввести этот код безопасности. Не понятно, какая там буква – русская или английская».

Активисты саратовской городской общественной палаты провели мониторинг 15 сайтов страховых компаний, работающих в Саратове, на возможность оформления электронного полиса обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств. Член ГОПы Егор Григорьев отмечает, что несмотря на общую тенденцию по увеличению количества продаж электронных полисов на территории Саратовской области, у водителей остается много претензий к страховым компаниям. Те, кто устал от очередей в офисах страховых, обрадовались вступлению в силу изменений закона. Но, как оказалось, некоторые компании и тут нашли лазейку. Их сайты могут сутками висеть, выдавать ошибку, не все дают возможность покупки полиса водителям без стажа.

По результатам мониторинга было выявлено что, несмотря на наличие статуса члена РСА, сайты трех компаний не предоставляют возможности покупки электронных полисов. Это СК “ВТБ Страхование” ООО, которое сообщает об ограничении лицензии на ОСАГО, “СК “РЕГИОНГАРАНТ” АО, сайт которой имеет необходимые разделы, но в них отсутствует как информация об ОСАГО в целом, так и возможность покупки е-полиса и “САК “ЭНЕРГОГАРАНТ” ПАО, сайт которой после заполнения всех форм почему-то заявил о тестовом режиме работы системы, несмотря на требование закона о полноценном функционировании с 1 января 2017 г.

При заполнении форм, проверки данных в РСА также зависли или выдали ошибку сайты у 5 компаний: “СК “Согласие” ООО, “Группа Ренессанс Страхование” ООО, СК “Росгосстрах” ПАО, “ГСК “Югория” АО, “МАКС” ЗАО. Сайт последней компании висел с 13.30 до 18.43, а потом просто переадресовал на другую страховую компанию.

По результатам мониторинга не получилось дойти до стадии оплаты полиса е-ОСАГО на сайтах компаний: “АльфаСтрахование” ОАО, т.к. сайт регистрирует водителей с датой начала стаже не позднее 2016 года, “Ингосстрах” СПАО, т.к. сайт предлагает отправить запрос на страхование без объяснения причин, “ПСА” ООО, т.к. сайт сообщил о не пройденной проверке и не предложил способов отправки скан-копий и “РЕСО-Гарантия” СПАО, т.к. система предложила проверить данные и зарегистрироваться еще раз.

Сайт компании ЭРГО САО после регистрации предлагает клиентам купить полис сроком действия до 12.02.2017 года. Причем при изменении даты не происходит ее сохранения. Стоит отметить, что на 23 января этого года сайты лишь двух компаний “ВСК” САО и “Группа Ренессанс Страхование” ООО дают возможность водителям, не имеющим стажа вождения, или информации о которых нет в базе РСА, дойти, как минимум, до стадии отправки сведений.

Изучив результаты мониторинга, остается непонятным, как же с такой необкатанной и постоянно дающей сбои системой электронного страхования ТС в области, наш регион смог оказаться в пятерке по числу оформленных электронных полисов ОСАГО в стране, как утверждает минэкономразвития и РСА? Разве что в других субъектах РФ дела обстоят ещё хуже.