КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Для чего нужна новая структура правительства области



 Сегодня областная дума  утвердила новую структуру правительства Саратовской области, предложенную губернатором Валерием Радаевым. То, что депутаты ее утвердят, наблюдатели не сомневаются, просто потому, что в местном парламенте большинство принадлежит единороссам, которые привыкли единогласно поддерживать все инициативы, идущие из недр исполнительной власти. Даже если  эти инициативы противоречат здравому смыслу, а тем более не отвечают надеждам и чаяниям избирателей, они будут поддержаны. У так называемой думской оппозиции будет только шанс еще раз пропиарить себя любимую, но власть вряд ли откажется от своих намерений. Тем более, что прокуратура уже заявила о том, что она не видит противоречий в новой структуре правительства. Тем не менее за кадром остается вопрос: зачем Радаеву или тем, кто за ним стоит и по-настоящему правит, понадобилось менять структуру власти?

Как бы не стало кресло премьера прокрустовым ложем...
Как бы не стало кресло премьера прокрустовым ложем…

Наблюдатели полагают, что одной из причин перемен в правительстве стало желание “отодвинуть” Валерия Радаева, а если быть более точным, то избавить его от ответственности. Схема перестройки структуры правительства настолько проста и незамысловата, что мысль об освобождении губернатора от персональной ответственности – это первое, что приходит в голову.

И хотя равноудаленность Радаева – суть формальна, ведь он все равно остается главным должностным лицом исполнительной власти области, кто-то еще тешит себя надеждой, что передав бразды правления премьер-министру, Валерий Радаев будет сидеть себе где-то не берегу пруда с удочкой, в то время, как премьер начнет решать вопросы, которые в Саратовской области не решались годами. Что-то тут не то!

Думская оппозиция, как дети малые, сосредоточили свои нападки на новую структуру с точки зрения экономии бюджетных средств. Наивные! Неужели они не знают, что власть – бесценна, и если ей потребуется что-то поменять внутри себя самой, она пойдет на любые траты, ведь она уже давно перестала держать совет с тем, кто у нас главный по Конституции.

Оппозиция наивна еще и потому, что власть может пойти с ней на временную сделку, пообещав, что премьер-министр будет получать оклад в размере одного МРОТ, чтобы в дальнейшем установить достойное содержание новому главе правительства. Это самая простая уловка бюрократии, о которой думская оппозиция не знает в силу своей юности и вытекающей из нее наивности.

Ни за что не отвечать Радаеву не привыкать...
Ни за что не отвечать Радаеву не привыкать…

На самом деле, надо не считать во сколько бюджету области обойдется (во сколько надо, во столько и обойдется!) премьер-министр и добавочные вице-губернаторы, а необходимо требовать от исполнительной власти изложения полномочий главы кабинета. Именно от того, как будут прописаны не только на бумаге, но и показаны на деле эти самые полномочия, будет зависеть успешность или неуспешность предложенного властью эксперимента. Это, конечно, если сами перемены в структуре преследуют цель действительно изменить систему управления, придав ей динамизм и сделав эффективной. Если такой цели не ставится, то бесполезно даже обсуждать перемены. Однако через анализ полномочий нового главы правительства только и можно определить его вероятную эффективность.

Например, имеет ли право премьер подбирать кадры и назначать на должности новых министров? Должен ли он согласовывать кандидатуры с губернатором и что будет если губернатор станет отклонять кандидатуры, предложенные премьером? Короче, будут ли у него развязаны руки в отношении кадровой политики. Может ли он выгнать к соответствующей матери всех радаевских назначенцев или будет вынужден их оставить потому, что они дороги Радаеву, как память?

Судя по тому, как Радаев скоропалительно рассказал об изменении в структуре правительства, это была явно не его идея
Судя по тому, как Радаев скоропалительно рассказал об изменении в структуре правительства, это была явно не его идея

Насколько самостоятелен будет премьер в плане использования бюджетных ресурсов и не придется ли ему любые траты согласовывать с губернатором, а то и еще бог знает с кем?  Нужно ли ему согласовывать с главой области документы и собственные постановления? Получит ли он только оперативную власть или будет наделен правом стратегического планирования? Вопросов, на самом деле, гораздо больше. Если премьер-министр будет согласовывать каждый свой шаг с губернатором, а тем более если последний начнет вмешиваться в деятельность премьера по своей инициативе и “ломать его политику”, то такому главе кабинета нечего делать в новой структуре.

Насколько можно было судить по тому куцему брифингу, который словно боясь не успеть до канадской границы, провел Валерий Радаев, оглашая решение о сложении с себя полномочий председателя правительства, предполагается, что премьер сосредоточится на решении вопросов, связанных с экономическим блоком: вывод из кризиса промышленности, спасение АПК и ВПК, а вся остальная имитация бурной деятельности с идеологией, социальной политикой, спортом, культурой и туризмом возьмут на себя прочие зампреды, которые в таком случае будут завязаны исключительно на губернатора, а премьер для них будет – чужаком.

Александр Стрелюхин ушел из правительства, когда туда пришел Радаев. То ли в знак протеста, то ли в результате "зачистки" радаевскими ипатовских, но с Радаевым Стрелюхин явно работать не захотел
Александр Стрелюхин ушел из правительства, когда туда пришел Радаев. То ли в знак протеста, то ли в результате “зачистки” радаевскими ипатовских, но с Радаевым Стрелюхин явно работать не захотел

Если премьер-министру будет подчиняться только экономический блок, а все остальные могут послать его лесом, то это уже будет не премьер-министр, а полу-премьер-министр, с урезанными полномочиями по всем направлениям. Если так, то с самого начала правительство может оказаться парализованным. Председатель правительства должен курировать все направления и отрасли, ему должны подчиняться все министерства и ведомства, комитеты и комиссии, а губернатор должен его поддерживать во всем и не завязывать на себя ни одно из направлений. Таков принцип единоначалия. Если его не соблюдать – будет кадровая чехарда и управленческий коллапс.

Вот об этом, прежде всего, должна была думать думская оппозиция, просто потому, что послушно-агрессивное большинство единороссов об этом думать не будет, поскольку делать это отвыкло. И только от оппозиции будет зависеть станет ли новая структура правительства дееспособной и эффективной или это будет очередной зонтик для губернатора, который прикроет его от всякой, в том числе и персональной ответственности. Если это и есть главная цель перемен, то не стоит и огород городить.

Вместе с тем, пока глухо, смутно, а местами и тупо, обсуждалась новая структура правительства области, в СМИ нет-нет, да и проникали намеки на то, что предполагаемый премьер – Александр Стрелюхин, сосредоточится на так называемых национальных проектах. Иными словами на его плечи будет возложена реализация и сопровождение нацпроектов на территории области. В таком случае речь может идти об особых полномочиях премьера. Другое дело получит ли он их в полном объеме?

При Павле Ипатове Александр Стрелюхин был зампредом, которорого бросали на самые сложные участки, в том числе и на аварийные
При Павле Ипатове Александр Стрелюхин был зампредом, которорого бросали на самые сложные участки, в том числе и на аварийные

Как нам кажется, с реализацией нацпроектов на территории региона уже возникли проблемы. Нет, не в том смысле, что правительство Радаева настолько слабо, что неспособно их “освоить”.  В том-то и дело, что “освоить” средства, выделенные на национальные проекты такое правительство может без особых проблем. Правда, если его усилия по “освоению” будет прикрывать мягкотелый и недалекий губернатор. А вот если сопровождать проекты будет специально уполномоченный в ранге председателя правительства, есть надежда на то, что освоят их правильно.

Если так, то логика назначения Александра Стрелюхина на должность премьер-министра вполне понятна. Если нет, то она изначально расстрельная.

Дело еще и в том, что для извлечения Саратовской области из социально-экономического тупика, считают некоторые, необходима волевая и решительная личность, т.е. необходимые  ресурсы и прежде всего финансовые средства имеются в достаточном количестве, нужен только компетентный профессионал, который и сам начнет пахать и остальным спуску давать не будет.

Саратовская область примет участие в реализации национальных проектов с призовым фондом в размере около 21 млрд рублей - это треть бюджета региона
Саратовская область примет участие в реализации национальных проектов с призовым фондом в размере около 21 млрд рублей – это треть бюджета региона

На самом деле, как мы уже отмечали ранее только одной волевой и компетентной личности для спасения региона уже недостаточно. Каким бы энергичным и профессиональным не был, скажем, Александр Стрелюхин, он окажется беспомощным в условиях, когда область заключила такую кабальную сделку с Минфином, что ее долговая удавка не только не ослабевает, но и продолжает затягиваться сильнее.

Отсутствие реальных финансовых ресурсов, без которого региональный промышленный и аграрный комплекс уже не спасти, вселяет в нас уверенность в том, что премьер как раз и будет на уровне области сопровождать национальные проекты и обеспечивать их реализацию.

В противном случае нам трудно объяснить ту логику, которой руководствовался тот же Стрелюхин, когда давал принципиальное согласие возглавить правительство области. Если, конечно, не учитывать и план  “В”, согласно которому удаление Радаева – это первый шаг на пути освобождения его от должности главы региона. Вполне возможно, что Стрелюхину дан испытательный срок, в течение которого он должен проявить себя, чтобы в дальнейшем претендовать на роль главы, но это уже другая история.

Справка ВN: Субъекты РФ, где разделены полномочия глав региона и регправительства:

Волгоградская область (действует с 2012 года), Красноярский край (2008), Пермский край (2007), Кабардино-Балкарская Республика (1999), Карачаево-Черкесская Республика (1996), Республика Адыгея (2002), Республика Башкортостан (2003), Республика Дагестан (2006), Республика Ингушетия (1998), Республика Калмыкия (1998), Республика Мордовия (1995), Республика Саха (Якутия) (1995), Республика Северная Осетия – Алания (2005), Республика Татарстан (1992), Чувашская Республика (2002), Чеченская Республика (2003)

Источник: http://vremenynet.ru/headings/?SECTION_ID=10&ELEMENT_ID=17547